Вступление России в ВТО, которому так противились на мировой и на внутренней арене, состоялось. К концу года стали очевидны первые плюсы и минусы данного решения. Конечно, за всю экономику сказать тяжело, но вот самому проблемному участку, коим всегда было сельское хозяйство, приходится не сладко.
Традиционное сетование на дороговизну продуктов у городских жителей должно было разбиться о новые цены и ставки. Например, если вы поставляете в РФ целый ряд молочных продуктов по квоте, то ставки налога теперь упали до 0, хотя раньше были все 15 %. С другой стороны, если импортеры хотят поставить продукции сверх квоты, то платят все те же 15 % (по отдельным видам больше, однако, даже там идет принципиальное снижение, хоть на 5 %). Молочные реки хлынули в Россию как в сыром так и в сухом виде во впечатляющих размерах. Некоторые товарные группы – сухое молоко, сыры – были поставлены в разы больше чем в аналогичные периоды прошлых лет. Основными поставщиками выступили как раз ближайшие соседи – Беларусь, страны Прибалтики и даже Финляндия. Особенно беспокоит российский агропром ситуация с белорусским молоком. Накладываются здесь не только увеличенные квоты по линии ВТО, но и строительство пространства Таможенного союза. Не секрет, что в наличии единого рынка России, Казахстана и Беларуси довольно трудно не соблазниться низкими ценами на белорусскую молочную продукцию. Рост импорта из «синеокой» за последние полгода вырос сразу на 20 %.
Купить подтоварник сразу необходимо многим магазинов для новых групп товаров, которые хлынут из новых договоров. Похожая ситуация и на мясном рынке. Отмечается не только массовое наращивание импорта свинины и говядины, но и резкое падение цен на внутреннем рынке. Казалось бы городскому покупателю такое развитие событий на руку. Еще вчера килограмм «живой» свинины стоил в пределах 3 долларов, сегодня колеблется в районе 2. А значит и ценники в магазинах окажутся ниже. Вместе с тем, для большинства российских производителей цена в 2 у.е. уже является убыточной. А значит отрасль ждут непростые времена. Очевидно, что правительству придется реагировать на сложившуюся ситуацию и в первую очередь – субсидиями. Хорошо это или не очень вопрос спорный. Сторонники поддержки кивают на мировой опыт в данном деле все тех же США и страны Запада, противники говорят о неминуемом сокращении вливания в другие отрасли сельского хозяйства, из-за перераспределения уже имеющихся ресурсов.
Очевидно, что одним из решений данной проблемы станут варианты с налоговой ставкой для сельхозпроизводителей России, она-то и сможет нивелировать процессы сразу во всех сферах сельхозпроизводства. Однако как скоро российские аграрии сумеют пролоббировать данные изменения пока не ясно. Очевидно одно – крестьян вновь ждут непростые времена.